среда, 2 сентября 2015 г.

Сомерсет Моэм "Луна и грош". Немного о многом.

Хоть мой блог и связан с темой фитнеса и питания, но все же иногда мне хотелось бы говорить со своим читателем о теме саморазвития. А что первое приходит на ум, когда мы слышим это слово?
Не знаю, как вам, а мне первым делом представляются книги. Поэтому речь пойдет о последнем произведении литературы, прочитанным мной – «Луна и грош» Сомерсета Моэма.
Удивительно, что об этой книге я узнала еще полтора года назад, и она долго была у меня на руках. Но только в определенный момент руки тянутся открыть новые страницы и уйти с головой в чтение того или иного произведения. И в этот раз было также. Щелчок, Сомерсет Моэм, мир искусства, два дня без отрыва от книги и море размышлений после.



Для начала хотелось бы немного рассказать о самом авторе. Сомерсет Моэм – британский писатель конца 19 – начала 20 века, родившийся, однако, во Франции, в семье британских послов. Именно 30-е годы 20 века принесли ему наибольшую популярность. Сын потомственных адвокатов, он также должен был выбрать юридическое поприще, однако юристом он так и не стал, получив образование в литературно-философской стезе, а также окончив медицинскую школу. Кстати, очень хочу прочитать роман «Лиза из Ламбета», в котором он и отразил свой опыт работы в медицине. В 10 лет мальчик осиротел и был вывезен из Франции в Англию. Такое детское потрясение оставило его заикой до конца жизни.
Не хочу очень сильно углубляться в детали биографии, но я была крайне удивлена тем фактом, что Моэм был в России на разведке, и в сборнике «Эшеден, или Британский агент» отобразил свою работу специальным агентом. Его целью было не дать России выйти из войны, но после Октябрьской революции Моэм покинул нашу родину и отправился в Швецию.

Еще один факт, поразивший меня – причастие Моэма к кругу бисексуалов. Он был женат всего однажды, от брака на свет появилась дочь, Мэри Элизабет Моэм. В старости он сказал: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности все было наоборот». Моэм имел огромный успех при жизни, в отличие от главного героя «Луна и грош»; его дом посещали известные личности, среди которых был даже Уинстон Черчиль. Он явно не бедствовал, жил в роскошной вилле на Ривьере, имел продолжительные связи со своим секретарем, Джералдом Хэкстаном, был влюблен в актрису Сью Джоунс, обожал путешествовать.

Все эти факты показали мне писателя, как человека. Вкупе с произведением «Луна и грош», они заставили меня посмотреть на искусство совсем иначе, разглядеть личность, стоявшей за созданием шедевра.
Совершенная несовершенность этих людей обрушилась на меня, и я вдруг ясно увидела грязного, неопрятного Дали, работавшего в поте лица над Саграда Фамилия, Джека Лондона, стиравшего свои писательские руки во время работы в прачечной и Поля Гогена (о котором идет речь в романе «Луна и грош»), жившего в лишениях, умершего от проказы, будучи совершенно слепым, но сумевшим передать непередаваемое, освободиться от оков несказанного и прикоснуться к торжеству красоты.



Моэм показал художника таким, каким он был на самом деле: непонятным для многих, чудаковатым и даже одержимым. Он повествует о его, порой шокирующих, взглядах на жизнь, об отношении к женщинам, о пути от биржевого маклера до гениального художника, а высказывания писателя об отношениях между мужчиной и женщиной заставляют задуматься.
Будучи абсолютным дилетантом в искусстве, я не могу пока что оценить сами картины, но, смотря на них, меня охватывает трепет, смятение и ужас, в хорошем понимании этого слова, потому что я вижу художника, я чувствую его посыл, желание передать то, что не так просто передать через холст и краски. Теперь я просто жажду увидеть его картины в жизни, чтобы поймать и пропустить через себя все эти чувства, которые я ощутила во время чтения «Луна и грош».

Не так много было сказано мной об этом произведении, но я просто хочу посоветовать его к прочтению и, может быть, для кого-то такой непонятный, но притягательный мир искусства откроется с новой стороны.
Последний абзац, предложение, слово… глубокий вдох-выдох, легкая ухмылка и мысль «да, это круто».
А что вы почувствовали после прочтения этой книги?

Комментариев нет:

Отправить комментарий